На главную
+7 (495) 937-40-01
ПМ
Ассорти
Иван-да-Марья
Премьер-министр
Мы зажгли
Компания Наши артисты Услуги Новости Проекты Партнеры Контакты
Новости

Как кинуть продюсера

30 марта 2006

В мире российского шоу-бизнеса назрела не просто скандальная, а критическая ситуация. Понятно, что не все талантливые музыканты имеют за плечами многолетний опыт раскрутки, концертной и студийной работы, не имеют достаточного количества денег. Им рано или поздно приходится обращаться за помощью к продюсерам. У продюсеров деньги есть, как имеются и опыт и необходимые для дела личные качества и контакты. Артист подписывает с продюсером договор, в котором, как правило, прописаны по пунктам все обязательства той и другой стороны. Вполне естественно, что все права по этому договору на репертуар (частично), а также на название коллектива или псевдоним исполнителя принадлежат автору, то есть, продюсеру. Настоящее имя и фамилия исполнителя принадлежат человеку изначально по праву рождения, и своим паспортом он может это доказать. Если в удостоверении его личности указано, например, такое имя как "Премьер-министр", то он, безусловно, имеет на него стопроцентное право. Если название группы "Премьер-министр" прописано в договоре, как наименование проекта, принадлежащее продюсеру, то все права на него имеет последний.

Это что касается буквы закона. Что касается дальнейших отношений артиста и продюсера, то не все складывается так безоблачно. При удачном стечении обстоятельств, при условии своего безупречного профессионализма и уверенного ведения дел, рано или поздно артист становится звездой. Его доходы растут независимо от сумм, прописанных в контракте. Это все, благодаря доброй воли продюсера, который зачастую из своего собственного кармана выделяет деньги на содержание, например, группы музыкантов, аккомпанирующих его "звезде", танцорам, арендует помещения под концерты, платит за проживание в гостинице на гастролях и за квартиру своего подопечного. Это тоже ситуация естественная и выстроена она на честном слове и добрых отношениях между сторонами. В этом случае продюсер ожидает лишь одного - не баснословных прибылей, которых нет и в помине, а обычной благодарности артиста.

Что же дальше? "Раскрученный" артист, у которого дела идут в гору, рано или поздно захочет "отделиться" от продюсера и найти себе либо другого покровителя, либо просто заняться сольной карьерой и т.п. Ход его мыслей не важен. Важно то, что в контракте указана дата, после которой артист будет иметь полное право со спокойной совестью уходить туда, куда ему угодно. За разорванный контракт до этого срока последуют санкции. Как правило, денежные и, как правило, существенно более низкие, чем прописано в договоре. Главное для продюсера в этом случае - "отбить" все затраты, которые он претерпел во время своей работы с артистом и получить хоть какую-то прибыль. Дело в том, что суммы, идущие "в работу" зачастую выше прибылей. А прибыли, как известно, появляются от так называемых, корпоративных концертов. Могут быть и другие варианты, но в российском шоу-бизнесе в условиях развитого аудиопиратства, это пока что тревожная закономерность.

Теперь к сути проблемы. Случаи, о которых пойдет речь ниже, не единичны, поэтому и возникла необходимость заявить о них во всеуслышание и начать дискуссию по этому вопросу. Как известно, наше законодательство не совершенно и многие договоренности, как уже говорилось, достигаются путем устных соглашений с расчетом на порядочность людей. Доказать в судебном порядке тут что-либо сложно, поэтому не стоит на этом заострять внимание. Все становится намного сложнее, когда создаются прецеденты, в ходе которых артист желает присвоить свое сценическое имя. А это уже повод для подачи со стороны продюсера судебного иска. Существует договор - неоспоримое доказательство. Хорошо, когда дело решается мировым соглашением. Если же у артиста начисто отсутствует элементарная совесть, и с ним разговаривать конструктивно не получается, то ситуация, несмотря на поддержку со стороны закона, образует клубок препятствий, вызванных пробелами в законодательстве.

В качестве доказательства приведем несколько примеров, ставших указанными нами выше прецедентами и уже набившими оскомину поводами для многочисленных публикаций в прессе. Самый громкий скандал начался еще два года назад, но продолжение и огласку он получил позже, в прошлом году, когда бывшие участники коллектива "Премьер-министр" позволили себе нарушить подписанные ими же обязательства. Они не просто попытались уйти от продюсера Евгения Фридлянда раньше срока без необходимых со своей стороны выплат, но и продолжить выступления под прежним названием.

Как бизнесмен и просто человек, проработавший с группой длительный срок и выведший ее на нынешний уровень, Евгений Фридлянд не стал закрывать проект и озвучил сумму выплаты отступных, в разы меньшую, чем прописано в договорах. Однако, за стол переговоров бывшие "Премьер-министры" сесть отказались, спрятавшись за спины неких "влиятельных" людей и уйдя в глухую оборону.

Тогда Евгением Фридляндом были поданы иски в суд. Кроме того, он набрал новый состав "Премьер-министра". В результате, проблема до сих пор не решена, старый состав продолжает настаивать на своем названии, вести концертную деятельность и всячески затягивать процесс путем неуместных и странных заявлений. Например, они провели независимую экспертизу своих подписей на контрактах, которая установила их ложность, т.е. подписи были якобы Фридляндом подделаны. Смехотворность этого заявления состоит в простейшем доводе, который адвокаты Фридлянда и озвучили: если подписи подделаны, то откуда у бывших участников "Премьер-министра" вообще могли взяться эти бумаги? На этот вопрос у ребят ответа не нашлось. Поскольку они до сих пор, хватаясь за соломинку, молчат и затягивают дело, то история продолжается. Сам Фридлянд готов в любую минуту вести переговоры и решать все мирным путем. В данный момент он старается убрать из эфира радиостанций и телеканалов клипы и песни старого состава группы, которые представлены как "Премьер-министр", мотивируя свою позицию законным владением этой торговой марки.

Другой случай произошел уже с Дмитрием Гройсманом - бывшим продюсером певицы Мары. Детали фактически те же, с той лишь разницей, что в паспорте теперь у певицы указано, что ее зовут Мара (это уже не псевдоним, а ее имя, что не дает Гройсману в дальнейшем право на использование бренда "Мара"). Певица, после некоторых препирательств, уступила, заплатив продюсеру требуемую им сумму "отступных" за разрыв контракта. При этом, уровень популярности Мары заметно меньше, чем у "Премьер-министра", но выплаченная ей сумма вполне сопоставима с той, которую хочет получить Фридлянд. И все это - невзирая на доход, который "Премьеры" приносили.

Иная история сложилась у певца Димы Билана. Он, после смерти своего продюсера Юрия Айзеншписа, человека, буквально сделавшего из него звезду "с нуля", пытается сам договориться с компанией о передаче ему прав на этот псевдоним. Ведь по паспорту он, как известно, Виктор Белан. Он ничего не крадет, а самостоятельно идет на переговоры. Подобное проявление доброй воли, несомненно, найдет отклик и поддержку со стороны правообладателя.

Впрочем, нелицеприятных случаев у других исполнителей гораздо больше, что дает лишний раз повод задаться вопросом - почему так происходит? Как артисты позволяют себе попросту "кидать" людей, которым они не просто обязаны своей карьерой и, как правило, всем, что они имеют, но и обязаны перед ними законодательством? Это в высшей степени непонятно. Проблема требует решения и внимания в самое ближайшее время, пока наш список не пополнился новыми фактами. Получается, что на данный момент никто не застрахован от проявлений неблагодарности и нарушений контрактов. Остается только надеяться, что выход из положения скоро найдется. Желанное разрешение конфликтных ситуаций - сесть за стол переговоров. Иной ход - решить, кто прав, а кто виноват, в судебном порядке.

www.premier-ministr.ru/conflict.html
© FBI Music 2005-2024
Продюсер: Евгений Фридлянд
Все права защищены.
При использовании материалов
сайта ссылка обязательна.

Разработано
Организация концертов:
+7 (903) 136-70-01
+7 (495) 937-40-01
galina.fridlyand@mail.ru